Многие обращали внимание на белые, красные или оранжевые шары на высотных линиях электропередач (ЛЭП) и линиях связи. Это сигнальные шары-маркеры (СШМ), которые устанавливают для их обозначения линий в светлое время суток.
Фото: Shutterstock.com/
Зачем устанавливают сигнальные шары-маркеры?
Сигнальные шары-маркеры размещают на линиях электропередач и линиях связи, чтобы сделать их видимыми для средств малой авиации. Цветные шары часто размещают вокруг аэропортов, вблизи основных перекрестков автострад, в районах глубоких долин, вблизи горных перевалов.
СШМ давно используют в США и других странах мира. Такие шары все чаще можно встретить и в России.
Статья 51 Воздушного кодекса РФ содержит требование о маркировке линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. В 2018 году эту норму хотели конкретизировать. Минтранс подготовил поправки в кодекс, вводящие требование о маркировке вновь строящихся и реконструируемых ЛЭП высотой более 50 м с помощью оранжевых шаров. Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы, писали «Известия». Однако поправки в Воздушный кодекс сделаны не были.
ПАО «Россети» подготовило рекомендации по осуществлению маркировки линий электропередач и связи. Согласно документу, цветные шары следует устанавливать при проектировании новых и реконструкции действующих линий электропередач в габаритах ВЛ напряжением 35 кВ и выше. СШМ должны располагаться в местах вероятного маршрута полета средств малой авиации:
- на линиях, проходящих вблизи аэродромов или вертодромов;
- на пересечениях с автомобильными дорогами категории IА, IБ, IВ;
- на больших переходах.
В какие цвета рекомендуется красить шары и как их нужно монтировать?
В рекомендациях ПАО «Россети» сказано, что СШМ следует устанавливать на самый верхний провод или грозозащитный трос. Количество и расположение шаров-маркеров должно быть таким, чтобы с любого направления в горизонтальной плоскости было видно не менее двух из них. При этом на участке пролета должно быть минимум три СШМ, а расстояния между ними должны быть одинаковыми. Чем больше диаметр шаров, те больше расстояние между ними допустимо.
Шары-маркеры рекомендуется делать однотонными: красными, белыми или оранжевыми. При этом устанавливать их на проводах лучше по цветочередующейся схеме: красные/белые или оранжевые/белые. Такая цветовая схема делает маркеры наиболее заметными на фоне окружающей местности в любое время года.
Из чего делают шары-маркеры?
Сигнальные шары-маркеры изготавливают из специального композитного диэлектрического материала. Это позволяет им быть прочными, иметь малый вес и быть устойчивыми к атмосферным влияниям. Для предотвращения растрескивания и выцветания СШМ покрывают составом, защищающим от воздействия ультрафиолета.
Зачем еще могут крепить цветные шары на линии электропередач?
В столице красные и белые пластмассовые конструкции также крепят на воздушных линиях при строительстве дорог. Это нужно для защиты ЛЭП от повреждений водителями большегрузной техники. Также СШМ устанавливают на переходах воздушных линий через водоемы, чтобы их замечали судовладельцы.
Сигнальные шары применяют и для маркировки ЛЭП в зонах массовой миграции птиц. Чаще всего с этой целью устанавливают двуцветные СШМ: красно-белые или оранжево-белые. Такая контрастная расцветка отпугивает птиц и позволяет им избежать травм и смерти.
Источники:
https://web.archive.org/web/20210916014859/
https://energized.edison.com/stories/what-are-those-balls-that-hang-on-power-lines
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/5dffbc3094e6a842d6584788508198c2a7b7b843/
https://iz.ru/700337/evgenii-deviatiarov/dlia-bezopasnosti-poletov-vysokie-lep-oboznachat-oranzhevymi-sharami
https://www.rosseti.ru/investment/standart/corp_standart/doc/34.01-2.2-016-2016.pdf
https://stroi.mos.ru/news/krasnyie-i-bielyie-shary-obiespiechat-biezopasnost-lep-v-novoi-moskvie
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3291557/
Источник: aif.ru